Толерантность — понятие собирательное, популярное

admin
толерантность — понятие собирательное

17 июня «Светловка» в гостеприимных стенах библиотеки № 185 ЦБС ЮЗАО провела семинар «Молодые в нетолерантном мире. Что могут сделать библиотеки?». 

Трудно создать такие условия, чтобы библиотека была толерантной и удобной абсолютно для всех. Но стремиться к активному диалогу с носителями культур нужно, чтобы понять, чего в итоге хочет получить от нас объект нашего внимания.

— Нужно ли вообще библиотекам участвовать в программах, пропагандирующих толерантность, или эта работа находится в компетенции педагогов и психологов?

— Кто виноват в том, что один человек ставит себя выше другого в силу различий в национальности, вероисповедании или состояния здоровья, откуда произрастает нетерпимость?

Интересно, что каждый из выступавших давал собственную трактовку сложному и достаточно новому понятию толерантности. А вопросы из зала, касаясь конкретных жизненных эпизодов, не всегда получали однозначный ответ специалистов.

Именно библиотеке волею судьбы отведена роль неконфликтной, спокойной территории, словно созданной для разрешения конфликтов. Будучи еще и бесплатной территорией, библиотека особенно привлекательна для мигрантов. Так библиотека становится зоной межэтнической толерантности. Принимает на себя роль посредника между представителями этнических слоев общества и учреждениями, работающими с этой категорией граждан.

Так библиотека становится носителем другой культуры, организуя свое пространство и устраивая мероприятия, ориентируясь на конкретную аудиторию. Например, организуя у себя языковые или правовые курсы для мигрантов. Или, наоборот, знакомя своих обычных посетителей с особенностями культуры и религии другой национальности, устроив вечер национальной грузинской кухни или чувашской музыки — каждая культура имеет много богатств.

— Позволять ли детям самим разбираться, когда они выясняют отношения по национальному признаку или вмешиваться и на корню пресекать подобные конфликты?

Роль библиотек в работе с населением, в том числе и в области формирования толерантного восприятия различных ситуаций, достаточно велика. Большая нагрузка ложится на региональные библиотеки, ведь население регионов в России, как правило, многонационально. В подобных условиях находятся и библиотеки Москвы. Например, в 185 библиотеке ЦБС ЮЗАО работает центр «Диалог культур», сосредоточенный на установлении и развитии межрегиональных и международных культурных связей и формировании у населения округа установок толерантного сознания, гармонизации межэтнических отношений.

Толерантность, по мнению психологов, — то качество, которое энергетически дается многим людям намного сложнее, чем нетолерантность, потому что второе качество намного проще устроено: в нем есть только два полюса — плюс и минус, да и нет, белое и черное. А вот способность к полутонам, философскому отношению к явлениям и людям, умению сосуществовать — эти качества как более сложные человек должен в себе воспитать. И помочь ему в этом могут, в том числе, и библиотеки.

Участники семинара единодушно сошлись во мнении, что воспитание толерантности/нетолерантности первостепенно должно начинаться в семье. Именно дома закладываются основные представления о том, что такое хорошо и плохо, как разнообразна жизнь и как много в ней красок. Толерантное отношение не подразумевает положительной реакции на явление. Это лишь его принятие как данности. И равнодушие, оказывается, тоже может быть формой толерантности.

— Где граница между терпимостью и равнодушием?

Наверное, мы неспроста подняли эту тему в преддверии студенческих и школьных каникул, летних отпусков. В пик туристического сезона вспомнить о том, что все мы разные, бывает особенно полезно.

На эти и другие темы вели разговор участники семинара.

Источник: http://math4you.ru

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться


Реклама: